19.06.2009

Государство как операционная система

Прочитал новость о коррупции в Украине. Почему-то, в голову пришла такая аналогия.

Допустим, у нас есть операционная система. А в ней — утечки памяти, уязвимости, вирусы и трояны. И мы хотим с этим бороться. Что сделает хороший программист? Правильно, перестроит архитектуру системы, ее внутреннюю систему безопасности и логику так, чтобы нежелательные действия просто не прокатывали вне зависимости от желания мошенников и обладателей кривых кодерских (или пользовательских) рук. Да, если что-то представляет большую опасность — можно выпустить по-быстрому заплатку. Однако, это просто временная мера, проблема так не решается.

А что сделает программист, которому, вообще-то, плевать на эту систему, однако возможности формально игнорировать жалобы пользователей он не имеет? Сделает заплатку и забудет до момента следующих жалоб. А потом еще одну выпустит, до следующих. Вирусы, трояны? Отличная возможность заработать, написав антивирус. Пользователи шалят и все портят? А что, давайте просто не давать пользователям возможности что-то менять. Упадет — сами будут виноваты.

Вот так и плохое государство. На нежелательные с точки зрения граждан-пользователей явления реагирует не чисткой и совершенствованием ядра, архитектуры, а разрастанием бюрократического аппарата, запретами, да что там говорить — иногда просто выпуском более гламурной версии интерфейса.


Теги (в разработке):



Комментарии (21) RSS

  1. Stanislav | 19.06.2009 at 19:03

    The issue is that there is lack of resources in Ukraine to fix the core, to rebuild the architecture. Lack of managers… Not only in Ukraine of course. And not only this problem.


  2. coturnix19 | 19.06.2009 at 19:17

    хм… куда девалась идентификация по openID?

    Переписывания ядра насколько мне известно – вообще очень трудозатратная процедура; ну ОЧЕНЬ. По-сути, почти что государственный переворот ты предлагаешь =) хехехе))) И кто его проведет? Государство, как и любая , эээ, «самовозникашя» система, изменениям сопротивляеться. Это нормально, иначе бы могло бы вообще прекратить существование. Т.е. любые изменеия будут так или иначе болезненными, возможно очень. Т.е. никто их в действительности не хочет.


  3. Роман Настенко | 19.06.2009 at 19:21

    coturnix19, оптимизация системы — процесс не обязательно начинающийся с ядра. Можно начать с периферии. Оптимизировать модули (образование, медицина, армия, транспорт). Потом архитектуру (связь модулей с ядром и между собой). А уже потом формализировать и очистить ядро. Весь вопрос в понимании и направленности. А их нет.


  4. Роман Настенко | 19.06.2009 at 19:25

    (openID отключил, так как он нормально не работал. потом попробую снова включить)

    Lack of managers…

    А чи потрібно багато менеджерів для реформ? На це питання можна було б відповісти, якщо б були розпочаті гарні реформи — і вся справа була б в виконанні плану. Але такого не було.


  5. coturnix19 | 19.06.2009 at 19:34

    А ядро даст оптимизировать периферию? Не даст. Т.е. получаеться что нам надо руткит, который бы мог усмирить ядро на время пропатчивания )).


  6. Romashka | 19.06.2009 at 20:15

    Круто замолотил! ;)
    Если разобраться, то программист (хороший или плохой) – это специалист, поэтому он и может выполнять хоть какие-то действия с ОС… В нашем же теперешнем правительстве одни дилетанты… Они даже патч накатить не могут. К чему такое обычно приводит? Правильно, к переустановке системы… Ждем…


  7. Stanislav | 19.06.2009 at 20:35

    А чи потрібно багато менеджерів для реформ? На це питання можна було б відповісти, якщо б були розпочаті гарні реформи — і вся справа була б в виконанні плану. Але такого не було.

    Oh yes, Ukraine is a big country and need a lot of managers: both local and state. You are not right, there is a plan written in Ukrainian koncepcia derzhavnogo budivnyctva many years ago: EU integration, North Athlantic integration… Main issue IMHO is realization of those subjects. Lack of managers to execute the koncepcia.


  8. Роман Настенко | 19.06.2009 at 20:42

    Stanislav, концепції мало. Потрібно бажання її реалізувати. Реальне, практичне. Тоді можна казати — так, все розуміємо, але ось із-за цього і цього повільно рухаємося. Україна нікуди зараз не рухається по власній волі. Немає у неї волі, ні у народу, ні у політичної еліти. У якоїсь іншої еліти може і є — але це мало має значення.


  9. ку | 19.06.2009 at 21:43

    «Утечек памяти, уязвимостей, вирусов и троянов» слишком много и новые появляются слишком часто, чтобы была возможость (даже у гениального и сверх работоспособного программиста) по каждому инциденту перестраивать архитектуру системы. К тому же, многие (если вообще не подавляющее большинство) из уязвимостей невозможно полностью блокировать, не поставив каких-то драконовских ограничений на действия пользователя.

    В случае с государствами так и происходит – либо терпим коррупцию, либо назначаем огромные сроки за взяточничество и превышение служебных полномочий. Давно зафиксирована прямая зависимость – чем жестче наказания, тем меньше коррупции.

    Помимо этого – под существующую систему написаны терабайты софта, между прочим; серьезные модификации скорее всего сделают большую часть нерабочим и потребуют написания нового, что совершенно нерационально. Многократно рациональней периодически выпускать заплатки.


  10. Stanislav | 19.06.2009 at 21:52

    концепції мало. Потрібно бажання її реалізувати. Реальне, практичне. Тоді можна казати — так, все розуміємо, але ось із-за цього і цього повільно рухаємося.

    This is it. Elite, neither political nor economical, don’t speak English/French/German, not integrated to European/Gloabal information sphere, remain closed from inside…. so you can talk about Interface Compatibility issue with the Conception :-)

    Україна нікуди зараз не рухається по власній волі. Немає у неї волі, ні у народу, ні у політичної еліти. У якоїсь іншої еліти може і є — але це мало має значення.

    Sorry, but it is just bla-bla-bla. Again, the conception has been written down more than 10 years ago. Ukraine and only Ukraine is choosing its way. And this is obviously an European way. Stick with your IT idea let say: the core knows script, but no resources provided to execute the script.


  11. Роман Настенко | 19.06.2009 at 21:57

    “Утечек памяти, уязвимостей, вирусов и троянов” слишком много и новые появляются слишком часто, чтобы была возможость (даже у гениального и сверх работоспособного программиста) по каждому инциденту перестраивать архитектуру системы.

    По каждому — не стоит. По каждому новому классу инцидентов — стоит.

    К тому же, многие (если вообще не подавляющее большинство) из уязвимостей невозможно полностью блокировать, не поставив каких-то драконовских ограничений на действия пользователя.

    Можно минимизировать так, чтобы уязвимости не вызывали конфликтов с несущими конструкциями и вообще не воспринимались, как уязвимости по вине системы.

    В случае с государствами так и происходит – либо терпим коррупцию, либо назначаем огромные сроки за взяточничество и превышение служебных полномочий. Давно зафиксирована прямая зависимость – чем жестче наказания, тем меньше коррупции.

    А за воровство можно руки рубить. Это, наверное, его уменьшит. Только это не метод в цивилизованном обществе. А в нецивилизованном на драконовские сроки будут садить не тех, кого бы надо.

    Помимо этого – под существующую систему написаны терабайты софта, между прочим; серьезные модификации скорее всего сделают большую часть нерабочим и потребуют написания нового, что совершенно нерационально. Многократно рациональней периодически выпускать заплатки.

    Рациональней с точки зрения разработчика :) А он то у нас только наемная сила. Или нет?


  12. Роман Настенко | 19.06.2009 at 22:01

    Stick with your IT idea let say: the core knows script, but no resources provided to execute the script.

    Скоріше: скачали апдейт, але щось не знаходиться часу на його встановку, та й складна вона. Про ресурси (чи вистачить) — ми просто ще не знаємо нічого. Бо не запустили ще нічого із скачаного.


  13. Stanislav | 19.06.2009 at 23:01

    Скоріше: скачали апдейт, але щось не знаходиться часу на його встановку, та й складна вона. Про ресурси (чи вистачить) — ми просто ще не знаємо нічого. Бо не запустили ще нічого із скачаного.

    First, there is no resources (managers) in Ukraine to deploy new update, I insist – this is the issue. Second, you are right, no effort enough to apply new patch(es).

    Anyway, the system works. Works under high pressure from abroad, with many many glitches, slooowly… But the Concept (Koncepcia) is right – we must admit it, the vector is only possible and every little step in this direction is progressive. Of course, the core upgrade is needed. Once the core got upgraded – the new scripts must run smoothly. So… vote for Y! next elections :-) and blame yourself everyone for not contributing enough, not providing the resources.


  14. Роман Настенко | 19.06.2009 at 23:04

    vote for Y!

    Яценюк? Він був за збільшення (!) армії. За нього голосувати?


  15. Romashka | 20.06.2009 at 0:26

    Яценюк? Він був за збільшення (!) армії. За нього голосувати?

    А что Вас смущает в увеличении армии? Куда еще сокращать? Думаете НАТО нас защитит?


  16. coturnix19 | 20.06.2009 at 0:35

    Да, это давно замечено – люди особенно эффективно работают ради уничтожения других людей. Это потому, что людьми они их не считают.
    А от россии да, нужно защищаться. По слухам, нынче армия в таком состоянии что победить можно будет только перевесив количеством, бросив в мясорубку побольше мяса – да, поэтому риальне надо армию наращивать, вместо того чтобы её улучшать, ведь так дешевле.


  17. Роман Настенко | 20.06.2009 at 0:49

    Romashka, coturnix19, я думаю что если у армии мало техники, нет боевого духа, нет организации — то даже сделай мы ее в миллион человек — она нас разве что от Молдовы защитит, в крайнем случае Беларуси. От любых других сил это никакая не защита.

    У нас разваливаются танки. Нет топлива для самолетов, чтобы учить пилотов. Единственная подводная лодка стоит на вечном ремонте. Какие к черту люди? Напади на нас любой враг — будет как в Ираке или Грузии. Отступление, паника, никто даже не подумает драться — даже если у людей будет мотив у генералов его нет точно.

    Пока нет хорошей организации и техники — необученная масса людей тупо проедает наш бюджет. Да еще и на призывной основе все это дело происходит. Это отсталость.


  18. coturnix19 | 20.06.2009 at 1:00

    2 Роман Настенко
    это я саркастически =)
    согласен.
    Но что делать (с ситуацией в армии, да и вообще) – не знаю. Тем более что мне не приходиться. Более того, складываеться впечатление, что ничего тут уже не сделать. Во всяком случае, пока-что. Можно попытаться превести армию на швейцарский уклад, но население боюсь (уверен) не поймет…. а было-бы классно.
    Stanislav

    Anyway, the system works.

    на этом аналогия с ОС заканчивается. Потому-что у реальных, не-цифровых систем есть свойство – работать вопреки. Повреждения, которые они выжерживают, оставаясь «действующими» – всевозможным цифровым аналогам и не снились.


  19. Stanislav | 20.06.2009 at 1:52

    Яценюк? Він був за збільшення (!) армії. За нього голосувати?

    Really? I did not know that. Sounds like not right, I agree, But Y! is a smart guy, so he has some good reason, I guess.

    Потому-что у реальных, не-цифровых систем есть свойство – работать вопреки. Повреждения, которые они выжерживают, оставаясь “действующими” – всевозможным цифровым аналогам и не снились.

    +1


  20. На пальцах | Искариот | 28.06.2009 at 15:38

    [...] Ну, или, чтобы нас лучше поняли другие наши собратья, сравнивать государство с какой-нибудь Windows. [...]


  21. Сергей Гладилин | 01.07.2009 at 9:11

    Во-первых, бюрократия – это, как раз, часть архитектуры.

    Во-вторых, для операционных систем есть средства контроля качества хотя бы ядра – села сотня профессионалов и внимательно код ядра перечитала. А для государства такой системы нет – ядро само создает инструменты для контроля себя. Со всеми вытекающими…




Комментировать